5. Бюджетирование и система контроля
При
разработке и внедрении эффективной системы управления финансовыми результатами
необходимо решить 2 задачи:
1)
создать такую обстановку и такие процедуры, которые
побудили бы сотрудников к определенному поведению, иными словами преобразовать
интересы и потребности в действия;
2)
согласовать интересы подразделений и сотрудников
предприятия и объединить их действия.
Основная
сложность заключается в том, что лица, причастные к деятельности компании,
преследуют различные, часто противоречащие друг другу цели:
·
собственники – максимальная отдача на вложенный
капитал или максимальная стоимость предприятия, заинтересованы в наиболее
интенсивном использовании имеющихся ресурсов;
·
работники – максимальное личное благосостояние,
причем в ближайшей перспективе;
·
менеджмент – личное благосостояние, высокий
престиж компании, обеспечение резервов для «управленческого маневра», что часто
противоречит требованиям об интенсивном использовании ресурсов
·
сам бизнес – рост на основе инноваций, инвестиций,
достижение которых может ущемлять интересы и собственников, и работников (по
крайней мере, на этапе монтажа и запуска).
Для разрешения
противоречий применяются самые разнообразные подходы и инструменты, в том
числе, маркетинговые и поведенческие (психологические). В области управления
финансами комплексной идеологией, вбирающей целую систему инструментов
менеджмента выступает так называемый контроллинг (в некоторых определениях –
бюджетное управление).
Под контроллингом
(или бюджетным управлением, бюджетированием) понимается система информационной
поддержки менеджеров для принятия эффективных управленческих решений на основе
технологий управленческого учета, бюджетного планирования и контроля.
Основными
задачами контроллинга, направленными на достижение главной цели бизнеса
являются:
·
обеспечение
ликвидности и платежеспособности в ближней перспективе – планирование движения
денежных средств, выработка кредитной политики, управление запасами;
·
поддержание прибыли
на приемлемом уровне – планирование доходов и расходов, управление затратами;
·
поддержание
необходимого экономического потенциала – планирование баланса, финансовый
анализ и долгосрочное планирование.
Бюджетирование (бюджетное
управление) – это процесс составления бюджетов, с одной стороны, а с другой -
управленческая технология, предназначенная для выработки и повышения финансовой
обоснованности принимаемых управленческих решений.
Основным объектом бюджетирования является бизнес. Не
предприятие или фирма, а именно бизнес как сфера хозяйственной деятельности. В
одной компании одновременно могут существовать несколько видов бизнеса,
связанных друг с другом технологически, организационно или финансово.
Бюджетирование позволяет управлять финансами как отдельного бизнеса, так и
предприятия в целом. Ведется бюджетирование в формате бюджетов по центрам
финансовой ответственности (ЦФО).
Бюджет:
1)
это финансовый план, охватывающий все стороны
деятельности организации, позволяющий сопоставлять все понесенные затраты и
полученные результаты в финансовых терминах на предстоящий период времени в
целом и по отдельным подпериодам;
2)
это запланированные финансовые сметы, и прогнозируемые
объемы привлечения внешних финансовых ресурсов (кредитов и инвестиций), условия
их получения и т.п.;
3)
это план, составленный на следующий период деятельности
в денежном выражении и определяющий потребность предприятия в ресурсах,
необходимых для получения запланированных доходов.
Как процесс составления финансовых планов и смет
бюджетирование применимо к множеству объектов: компании и предприятию в целом,
отдельному структурному подразделению (бюджет отдела, цеха, участка и т.д.),
программе работ и функции управления (бюджет коммерческих расходов, бюджет
продаж и т.п.), отдельному контракту или проекту, специально выделенным
центрам ответственности.
SHAPE
\* MERGEFORMAT
БЮДЖЕТ –
финансовый
план для:
|
структурного подразделения
|
отдельной работы (проекта)
|
Рис. 5.1. Направления формирования бюджетов
Наибольшее
распространение получило формирование бюджетов для подразделений – центров
финансовой ответственности. Финансовая структура предприятия – это иерархия
центров финансовой ответственности, взаимодействующих между собой через
бюджеты. Соответственно, ЦФО – структурное подразделение (или группа подразделений)
осуществляющее определенный набор хозяйственных операций, способное оказывать
непосредственное воздействие на расходы и/или доходы от данной деятельности и
отвечающее за эти статьи доходов и/или расходов.
Финансовая
структура создается на базе организационной структуры. Все подразделения
классифицируются по видам доходов/расходов, которые они несут в процессе своей
деятельности, и им присваивается статус соответствующего ЦФО. Руководство ЦФО
осуществляет начальник образующего подразделения, который несет всю полноту
ответственности за доходы и/или расходы.
Бюджетная
структура – система бюджетов, формирующихся в определенных разрезах
деятельности (функциональных областях), которые образуют сводный бюджет
предприятия, являющийся его финансовым планом на следующий период
деятельности.
Бюджет
выполняет ряд важных функций.
1)
Планирование – бюджет представляет собой самый
детализированный вид плана, уточняющий
прочие стратегические и текущие планы компании (производства, маркетинга, социальные
и др.).
2)
Координация. В процессе разработки и выполнения
бюджетов координируются отдельные работы, взаимодействие между подразделениями,
обеспечивая достижение текущих и стратегических целей компании. Все формируемые
бюджеты тесно взаимосвязаны между собой – выполнение (невыполнение) какого-либо
из бюджетов оказывает влияние на степень выполнения других бюджетов.
3)
Стимулирование. Бюджетирование – мощный инструмент
стимулирования руководителей в реализации целей их подразделений, т.к. они
абсолютно точно понимают, какого результата ждут от них другие центры и руководство
организации. Особенно сильно эта функция проявляется, если в процесс
формирования плановых заданий привлечены сами руководители.
4)
Обучение. Процесс бюджетирования способствует тому,
чтобы руководители детально разобрались в деятельности своих подразделений и
организации в целом. Особенно это актуально для вновь принятых на должность менеджеров.
5)
Оценка и контроль. Бюджетное задание – основа итогового
финансового контроля, бюджет – стандарт, с которым сравнивают фактические
результаты. Степень достижения бюджетного задания – основа оценки деятельности
центра ответственности и отдельного сотрудника. В значительной степени бюджет –
это задание руководства исполнителю, по результатам исполнения которого
оценивается эффективность действий подчиненного.
Таким образом, бюджетирование позволяет балансировать интересы собственников,
менеджеров, работников, организации в целом. Бюджет в значительной степени позволяет
разрешить противоречие между иерархией, администрированием и демократическими
принципами управления.
|