Каждое предприятие, реализующее систему управленческого учета, может
использовать различные подходы к организации учета затрат. На выбор того или иного подхода оказывают
влияние целый ряд факторов, в частности: размер и структура предприятия,
количество видов деятельности и видов выпускаемой продукции, количество видов затрат,
структура себестоимости, учетная политика организации, желание и цели руководства
и др.
Организация учета предполагает решение следующих задач:
1)
группировка и классификация затрат;
2)
выбор бухгалтерских счетов учета затрат;
3)
открытие аналитических счетов;
4)
отбор и аккумуляция затрат (механизм перенесения
информации из первичной документации на соответствующие счета);
5)
выбор метода (методов) распределения косвенных затрат.
Рассмотрим каждую задачу подробнее.
Каждое предприятие самостоятельно разрабатывает группировку собственных затрат.
Степень детализации затрат зависит, главным образом, от количества затрат и
доли каждого вида в общей сумме. Так, например, в мебельном производстве
используются различные виды фурнитур (гвозди, скрепки, скобы, дверные ручки и
др.), стоимость которой составляет незначительную часть от общей себестоимости
изделия – поэтому фурнитура может не выделяться в отдельную статью и проходить
по статье «Вспомогательные материалы».
Как правило, для эффективного функционирования системы управленческого учета
обязательно используется, как минимум, следующие классификации:
1)
по функциональному признаку, т.е. по однородным
элементам в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ. При этом в
рамках каждой группы затраты могут дополнительно группироваться: например,
оплата труда может включать оплату основных производственных рабочих,
вспомогательных, административного персонала и др., а также основную зарплату,
доплаты и премии, выплаты в натуральной форме, оплата питания и т.д.;
2)
по местам возникновения, т.е. по центрам
ответственности, по структурным подразделениям, в которых возможно организовать
планирование, нормирование, учет и контроль;
3)
по носителям – изделиям, полуфабрикатам, группам
однородных изделий, сериям, заказам, строительным объектам, видам работ и т.д.
4)
деление затрат на постоянные и переменные.
Такая классификация позволяет оперативно получать ответы на следующий важнейшие
вопросы:
·
какие затраты возникли;
·
сколько материалов, заработной платы пошло на
изготовление того или иного продукта;
·
в каком подразделении возникли затраты и кто
несет ответственность за их возникновение.
Для учета затрат используются следующие счета:
1)
для учета материальных запасов: 10 «Материалы», 16
«Отклонения в стоимости материальных ценностей», 19 «НДС по приобретенным
ценностям»;
2)
для учета затрат на производство: 20 «Основное
производство», 21 «Полуфабрикаты собственного производства», 23
«Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26
«Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства» и ряд других;
3)
для учета готовой продукции: 42 «торговая наценка», 43
«Готовая продукция», 41 «Товары», 44 «Расходы на продажу», 90 «Продажи»;
4)
для учета расчетных операций: 60 «Расчеты с
поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 70
«Расчеты с персоналом по оплате труда», 76 «Расчеты с разными дебиторами и
кредиторами», 79 «Внутрихозяйственные расчеты».
При необходимости предприятие может использовать и другие счета, предусмотренные
действующим планом счетов, о чем делается соответствующая запись в учетной
политике.
Помимо перечисленных синтетических счетов в управленческом учете открываются
несколько уровней аналитического учета, соответствующих принятой классификации
затрат.
Например, предприятие использует 4 уровня аналитического учета. В этом
случае шифр затрат может выглядеть так: 20/1/3/3/2, где
·
20 – номер синтетического счета означает, что
затраты возникли (находятся) в основном производстве;
·
1 – вид затрат (например, основные материалы);
·
первая цифра 3 – место возникновения (например, токарный
цех);
·
вторая цифра 3 – вид выпускаемой продукции;
·
2 – переменная затрата.
Затем при формировании первичной учетной документации (накладных,
заборных карт, счетов-фактур и т.д.) на ней проставляются соответствующие
шифры. Далее документы поступают к бухгалтеру (бухгалтеру-аналитику), который
разносит информацию по соответствующим аналитическим счетам.
Автоматическая обработка информации с использованием прикладных бухгалтерских
программ позволяет при необходимости получать любую интересующую информацию и
формировать оперативную отчетность в любой комбинации. Например, о размере
постоянных затрат; о постоянных затратах, которые пошли на изготовление данной
продукции; о переменных затратах, возникших в данном подразделении и т.д.
Важной задачей является выбор метода распределения косвенных затрат между
подразделениями и продуктами. В подавляющем большинстве случаев используется
так называемый метод прямого распределения
– затраты распределяют пропорционально какой-либо базе. В зависимости от
специфики предприятия распределение может быть двух видов:
1)
одношаговое – вся сумма косвенных затрат распределяется
непосредственно между видами продукции. Используется, если компания имеет один
производственный центр ответственности, либо производит один вид продукции, при
изготовлении которого участвуют
несколько центров и возникает необходимость проанализировать затраты по центрам
(в этом случае косвенные затраты распределяют не между продуктами, а между
подразделениями);
2)
двухшаговое – сначала косвенные затраты распределяют
между подразделениями, а затем внутри подразделений между отдельными
продуктами.
В любом случае процедура распределения принципиально не меняется. Рассмотрим
на примере.
Пример. Предприятие производит
3 вида продукции, информация о которых приведена в таблице.
Таблица 2.2.
Условия
производства продукции предприятия
Показатель (в месяц), тыс. руб.
|
Продукт № 1
|
Продукт
№ 2
|
Продукт
№ 3
|
Итого
|
Прямые
материалы
|
45
|
97
|
168
|
310
|
Прямая
оплата труда
|
38
|
76
|
210
|
324
|
Всего прямых затрат
|
83
|
173
|
378
|
634
|
Выручка
|
240
|
380
|
540
|
1160
|
Трудоемкость
(чел-час)
|
1120
|
1950
|
6520
|
9590
|
Предприятие несет также общепроизводственные затраты в сумме 300 тыс.
руб. в месяц.
Для распределении ОПР между продуктами использует метод прямого распределения,
при этом в качестве базы распределения используем три разновидности: 1) размер
прямых затрат; 2) выручка; 3) трудоемкость. Расчеты сведены в таблице 2.3.
|