Пятница, 26.04.2024, 21:53
Sniper elite on-line...Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Быстрый доступ
Форма входа

2.2. Организация учета затрат

 

Каждое предприятие, реализующее систему управленческого учета, может использовать различные подходы к организации учета затрат.  На выбор того или иного подхода оказывают влияние целый ряд факторов, в частности: размер и структура предприятия, количество видов деятельности и видов выпускаемой продукции, количество видов затрат, структура себестоимости, учетная политика организации, желание и цели руководства и др.

Организация учета предполагает решение следующих задач:

1)      группировка и классификация затрат;

2)      выбор бухгалтерских счетов учета затрат;

3)      открытие аналитических счетов;

4)      отбор и аккумуляция затрат (механизм перенесения информации из первичной документации на соответствующие счета);

5)      выбор метода (методов) распределения косвенных затрат.

Рассмотрим каждую задачу подробнее.

Каждое предприятие самостоятельно разрабатывает группировку собственных затрат. Степень детализации затрат зависит, главным образом, от количества затрат и доли каждого вида в общей сумме. Так, например, в мебельном производстве используются различные виды фурнитур (гвозди, скрепки, скобы, дверные ручки и др.), стоимость которой составляет незначительную часть от общей себестоимости изделия – поэтому фурнитура может не выделяться в отдельную статью и проходить по статье «Вспомогательные материалы».

Как правило, для эффективного функционирования системы управленческого учета обязательно используется, как минимум, следующие классификации:

1)      по функциональному признаку, т.е. по однородным элементам в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ. При этом в рамках каждой группы затраты могут дополнительно группироваться: например, оплата труда может включать оплату основных производственных рабочих, вспомогательных, административного персонала и др., а также основную зарплату, доплаты и премии, выплаты в натуральной форме, оплата питания и т.д.;

2)      по местам возникновения, т.е. по центрам ответственности, по структурным подразделениям, в которых возможно организовать планирование, нормирование, учет и контроль;

3)      по носителям – изделиям, полуфабрикатам, группам однородных изделий, сериям, заказам, строительным объектам, видам работ и т.д.

4)      деление затрат на постоянные и переменные.

Такая классификация позволяет оперативно получать ответы на следующий важнейшие вопросы:

·         какие затраты возникли;

·         сколько материалов, заработной платы пошло на изготовление того или иного продукта;

·         в каком подразделении возникли затраты и кто несет ответственность за их возникновение.

Для учета затрат используются следующие счета:

1)      для учета материальных запасов: 10 «Материалы», 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей», 19 «НДС по приобретенным ценностям»;

2)      для учета затрат на производство: 20 «Основное производство», 21 «Полуфабрикаты собственного производства», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства» и ряд других;

3)      для учета готовой продукции: 42 «торговая наценка», 43 «Готовая продукция», 41 «Товары», 44 «Расходы на продажу», 90 «Продажи»;

4)      для учета расчетных операций: 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 79 «Внутрихозяйственные расчеты».

При необходимости предприятие может использовать и другие счета, предусмотренные действующим планом счетов, о чем делается соответствующая запись в учетной политике.

Помимо перечисленных синтетических счетов в управленческом учете открываются несколько уровней аналитического учета, соответствующих принятой классификации затрат.

Например, предприятие использует 4 уровня аналитического учета. В этом случае шифр затрат может выглядеть так: 20/1/3/3/2, где

·         20 – номер синтетического счета означает, что затраты возникли (находятся) в основном производстве;

·         1 – вид затрат (например, основные материалы);

·         первая цифра 3 – место возникновения (например, токарный цех);

·         вторая цифра 3 – вид выпускаемой продукции;

·         2 – переменная затрата.

Затем при формировании первичной учетной документации (накладных, заборных карт, счетов-фактур и т.д.) на ней проставляются соответствующие шифры. Далее документы поступают к бухгалтеру (бухгалтеру-аналитику), который разносит информацию по соответствующим аналитическим счетам.

Автоматическая обработка информации с использованием прикладных бухгалтерских программ позволяет при необходимости получать любую интересующую информацию и формировать оперативную отчетность в любой комбинации. Например, о размере постоянных затрат; о постоянных затратах, которые пошли на изготовление данной продукции; о переменных затратах, возникших в данном подразделении и т.д.

Важной задачей является выбор метода распределения косвенных затрат между подразделениями и продуктами. В подавляющем большинстве случаев используется так называемый метод прямого распределения – затраты распределяют пропорционально какой-либо базе. В зависимости от специфики предприятия распределение может быть двух видов:

1)      одношаговое – вся сумма косвенных затрат распределяется непосредственно между видами продукции. Используется, если компания имеет один производственный центр ответственности, либо производит один вид продукции, при изготовлении  которого участвуют несколько центров и возникает необходимость проанализировать затраты по центрам (в этом случае косвенные затраты распределяют не между продуктами, а между подразделениями);

2)      двухшаговое – сначала косвенные затраты распределяют между подразделениями, а затем внутри подразделений между отдельными продуктами.

В любом случае процедура распределения принципиально не меняется. Рассмотрим на примере.

Пример. Предприятие производит 3 вида продукции, информация о которых приведена в таблице.

 

Таблица 2.2.

Условия производства продукции предприятия

Показатель (в месяц), тыс. руб.

Продукт № 1

Продукт № 2

Продукт № 3

Итого

Прямые материалы

45

97

168

310

Прямая оплата труда

38

76

210

324

Всего прямых затрат

83

173

378

634

Выручка

240

380

540

1160

Трудоемкость (чел-час)

1120

1950

6520

9590

 

Предприятие несет также общепроизводственные затраты в сумме 300 тыс. руб. в месяц.

Для распределении ОПР между продуктами использует метод прямого распределения, при этом в качестве базы распределения используем три разновидности: 1) размер прямых затрат; 2) выручка; 3) трудоемкость. Расчеты сведены в таблице 2.3.

 

Copyright MyCorp © 2024