|
Термином
«специальный заказа» обозначают, как правило, контракт, имеющий следующие
характеристики:
·
не предусмотрен действующими производственными
планами;
·
носит разовый или эпизодический характер;
·
условия существенно отличаются от обычных (ниже
цена, особое исполнение, отличия по условиям доставки, сервиса и т.п.);
·
может быть принят только при наличии свободных
производственных мощностей.
Информационное
обоснование решения по спецзаказу предполагает оценку дополнительных доходов и
дополнительных затрат. Для этого, как минимум, необходимо владеть информацией о
переменных и постоянных затратах. При этом, т.к. заказ не является типичным, то
действующие калькуляции необходимо корректировать.
Например,
полная производственная мощность предприятия составляет 400000 ед. продукции в
месяц, средний объем производства – 350000 ед. (свободная мощность – 50000 ед.
в месяц без увеличения постоянных затрат). Полная себестоимость единицы – 5,00
руб., цена реализации – 6 руб. (рентабельность – 20%). В отдел продаж поступило
предложение на реализацию 40000 ед. по 3,50 руб. за ед. Казалось бы,
предложенная цена ниже не только обычной цены реализации, но и ниже
себестоимости, поэтому такой заказ должен быть однозначно отклонен. Однако,
т.к. объем заказа позволяет использовать свободную производственную мощность,
целесообразно проанализировать структуру затрат на изготовление продукции, а
именно, состав переменных и постоянных затрат.
Действующая калькуляция на плановый объем 400000 ед. (в рублях):
прямые
материалы - 1,10
прямая
оплата труда - 1,20
упаковка
- 0,40
ОПР
переменные - 0,60
итого переменные затраты - 3,30
ОПР
постоянные - 0,70
реклама
- 0,20
ОХР -
0,80
ИТОГО себестоимость - 5,00
Анализ
принятия заказа представлен в таблице 4.1.
Таблица 4.1.
Определение финансовых результатов «с
заказом» и «без заказа», руб.
Показатель
|
Без заказа (350000 ед.)
|
Заказ (40000 ед.)
|
С заказом (390000 ед.)
|
Выручка
|
2100000
|
140000
|
2240000
|
Переменные затраты:
прямые материалы
прямая оплата труда
упаковка
ОПР переменные
итого
переменные затраты
|
385000
420000
140000
210000
1155000
|
44000
48000
16000
24000
132000
|
429000
468000
156000
234000
1287000
|
Маржинальная
прибыль
|
945000
|
8000
|
953000
|
Постоянные затраты:
ОПР
реклама
ОХР
итого
постоянных затрат
|
245000
70000
280000
595000
|
-
-
-
-
|
245000
70000
280000
595000
|
Прибыль от
реализации
|
350000
|
8000
|
358000
|
Таким образом,
при принятии данного заказа расту маржинальная прибыль и прибыль от реализации.
Постоянные затраты не меняются, т.к. уже возмещены основным производством
350000 ед.
Используем
методику релевантного подхода.
Таблица
4.2.
Анализ с использованием релевантного подхода, тыс. руб.
Показатель
|
Без заказа (350000 ед.)
|
С заказом (390000 ед.)
|
Изменение, %
|
Выручка
|
2100
|
2240
|
106,7
|
Переменные затраты:
прямые материалы
прямая оплата труда
упаковка
ОПР переменные
итого
переменные затраты
|
385
420
140
210
1155
|
429
468
156
234
1287
|
111,4
111,4
111,4
111,4
111,4
|
Маржинальная
прибыль
|
945
|
953
|
100,8
|
Прибыль от
реализации
|
350
|
358
|
102,3
|
Проведем
анализ с включением только приростных показателей.
Таблица
4.3.
Чистые релевантные (приростные) финансовые результаты
Показатель
|
Изменение при принятии заказа
|
тыс. руб.
|
%
|
Выручка
|
44
|
6,7
|
Переменные затраты
|
132
|
11,4
|
Маржинальная прибыль
|
8
|
0,8
|
Прибыль от реализации
|
8
|
2,3
|
Очевидно, что
все три способа анализа приводят в одному выводу – заказ целесообразно принять,
т.к. это приведет к росту прибыли от реализации на 8 тыс. руб. или на 2,3%. Прирост
прибыли может быть определен по следующей формуле:
Маржинальная прибыль на единицу × объем
производства
В данном
случае:
(3,50
– 3,30) × 40000 = 8000 руб.
Выбор метода
представления информации определяется привычками конкретного менеджера и
масштабом решаемой задачи. В данном случае, вероятно, более удобен третий
вариант.
Следует также
отметить, что принятие такого рода заказов может иметь негативные последствия
для предприятия в случае, если информация об условиях поставки станет известна остальным
покупателям.
| |