Пятница, 03.05.2024, 17:07
Sniper elite on-line...Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Быстрый доступ
Форма входа

4.3. Решение по специальному заказу

 

Термином «специальный заказа» обозначают, как правило, контракт, имеющий следующие характеристики:

·         не предусмотрен действующими производственными планами;

·         носит разовый или эпизодический характер;

·         условия существенно отличаются от обычных (ниже цена, особое исполнение, отличия по условиям доставки, сервиса и т.п.);

·         может быть принят только при наличии свободных производственных мощностей.

Информационное обоснование решения по спецзаказу предполагает оценку дополнительных доходов и дополнительных затрат. Для этого, как минимум, необходимо владеть информацией о переменных и постоянных затратах. При этом, т.к. заказ не является типичным, то действующие калькуляции необходимо корректировать.

Например, полная производственная мощность предприятия составляет 400000 ед. продукции в месяц, средний объем производства – 350000 ед. (свободная мощность – 50000 ед. в месяц без увеличения постоянных затрат). Полная себестоимость единицы – 5,00 руб., цена реализации – 6 руб. (рентабельность – 20%). В отдел продаж поступило предложение на реализацию 40000 ед. по 3,50 руб. за ед. Казалось бы, предложенная цена ниже не только обычной цены реализации, но и ниже себестоимости, поэтому такой заказ должен быть однозначно отклонен. Однако, т.к. объем заказа позволяет использовать свободную производственную мощность, целесообразно проанализировать структуру затрат на изготовление продукции, а именно, состав переменных и постоянных затрат.

Действующая калькуляция на плановый объем 400000 ед. (в рублях):

прямые материалы -                                             1,10

прямая оплата труда -                                         1,20

упаковка -                                                               0,40

ОПР переменные -                                                 0,60

итого переменные затраты -                            3,30

ОПР постоянные -                                                0,70

реклама -                                                                 0,20

ОХР -                                                                       0,80

ИТОГО себестоимость -                                    5,00

Анализ принятия заказа представлен в таблице 4.1.

 

Таблица 4.1.

Определение финансовых результатов «с заказом» и «без заказа», руб.

Показатель

Без заказа (350000 ед.)

Заказ (40000 ед.)

С заказом (390000 ед.)

Выручка

2100000

140000

2240000

Переменные затраты:

прямые материалы

прямая оплата труда

упаковка                                                                                       

ОПР переменные

итого переменные затраты

 

385000

420000

140000

210000

1155000

 

44000

48000

16000

24000

132000

 

429000

468000

156000

234000

1287000

Маржинальная прибыль

945000

8000

953000

Постоянные затраты:

ОПР

реклама

ОХР

итого постоянных затрат

 

245000

70000

280000

595000

 

-

-

-

-

 

245000

70000

280000

595000

Прибыль от реализации

350000

8000

358000

 

Таким образом, при принятии данного заказа расту маржинальная прибыль и прибыль от реализации. Постоянные затраты не меняются, т.к. уже возмещены основным производством 350000 ед.

Используем методику релевантного подхода.

 

Таблица 4.2.

Анализ с использованием релевантного подхода, тыс. руб.

Показатель

Без заказа (350000 ед.)

С заказом (390000 ед.)

Изменение, %

Выручка

2100

2240

106,7

Переменные затраты:

прямые материалы

прямая оплата труда

упаковка                                                                                       

ОПР переменные

итого переменные затраты

 

385

420

140

210

1155

 

429

468

156

234

1287

 

111,4

111,4

111,4

111,4

111,4

Маржинальная прибыль

945

953

100,8

Прибыль от реализации

350

358

102,3

 

Проведем анализ с включением только приростных показателей.

 

Таблица 4.3.

Чистые релевантные (приростные) финансовые результаты

Показатель

Изменение при принятии заказа

тыс. руб.

%

Выручка

44

6,7

Переменные затраты

132

11,4

Маржинальная прибыль

8

0,8

Прибыль от реализации

8

2,3

 

Очевидно, что все три способа анализа приводят в одному выводу – заказ целесообразно принять, т.к. это приведет к росту прибыли от реализации на 8 тыс. руб. или на 2,3%. Прирост прибыли может быть определен по следующей формуле:

 

Маржинальная прибыль на единицу × объем производства

 

В данном случае:

 

(3,50 – 3,30) × 40000 = 8000 руб.

 

Выбор метода представления информации определяется привычками конкретного менеджера и масштабом решаемой задачи. В данном случае, вероятно, более удобен третий вариант.

Следует также отметить, что принятие такого рода заказов может иметь негативные последствия для предприятия в случае, если информация об условиях поставки станет известна остальным покупателям.

Copyright MyCorp © 2024